Компьютерный журнал для новичков и профессионалов

Советские лазерные проигрыватели и их создатели. Как мучились мы музыкой в ссср Рейтинг проигрывателей виниловых пластинок ссср

На просторах постсоветского пространства до сих пор продолжается спор о том, какая модель винилового проигрывателя лучше. Инженеры старались создать уникальный аналоговый звук. Именно поэтому винтажная техника продолжает пользоваться популярностью и сегодня. При незначительной модернизации устройства можно получить качественное аналоговое звучание.

Электроника Б1-01: универсальная модель

По мнению многих аудиофилов лучшие виниловые проигрыватели СССР - Электроника Б1-01. Практически идентичные по звучанию устройства Б1-011, Б1-04.

Внешние особенности:

  • стол из натурального дерева;
  • отличные технические характеристики тонарма и антискейтинга;
  • переключатели из алюминия;
  • классический дизайн;
  • жесткий, прочный диск и шелл.

Модель Б1-01 была разработана и выпущена в далекие 60-е годы. Над производством трудилась компания «Thorens». Комплектация была дополнена тонармом «SME». Команда тбилисских инженеров потратила много времени и сил для того, чтобы получить совершенное звучание.

Технические особенности устройства:

  • воспроизведение осуществляется при помощи ременного привода;
  • диск литой, полностью состоящий из мощного цинка;
  • двигатель функционирует на низких скоростях;
  • непревзойденное качество работы шасси, тонарма и подшипника диска;
  • минимальное количество изгибных колебаний посредством использования литой верхней панели;
  • тонарм жесткий, поскольку состоит из толстой трубки.

Естественно, что модель несовершенна. Однако, при правильной настройке в домашних условиях удается получить потрясающее звучание.

Купить проигрыватель винила по выгодной цене можно тут: http://audiovideomir.com.ua/proigrivatel-vinila/ . Для обеспечения стабильного вращения диска устройству потребуется:

  • поверхность оси должна быть хорошо отполирована, а втулка подшипника оставаться неподвижной;
  • диск статичен и неподвижен;
  • ремень шлифуется с использованием специального материала, поэтому приобретает структуру тонкой шкурки;
  • между трущимися поверхностями равномерно распределена смазка из веретенного масла.

Винтажные виниловые проигрыватели обеспечены качественным резиновым матом, под который следует дополнительно положить круг из шерстяной ткани.

Электроника-012: усовершенствованная модель

Современные проигрыватели генерируют идеально точный и мощный звук. В модели этого образца производитель использует ряд улучшений:

  • инновационная схема генератора и автостопа;
  • конструкция тонарма;
  • внешние характеристики;
  • более комфортное управление.

Электроника ЭП-017: великолепный проигрыватель

В конструкции модели используется уникальный тонарм. Он приводится в движение посредством электрического двигателя. Устройство функционирует на обратной связи, благодаря которой производится электродинамическое демпфирование. Инженеры компании постарались предусмотреть все нюансы процесса, поэтому усовершенствовали всю схемотехники.

Во время работы тонарм свободно двигается. Его качественное закрепление можно ощутить при ручном движении влево или вправо. Создается полное впечатление того, что тонарм буквально зависает в воздухе. Движения настолько плавные, как будто они проводятся по маслу.

Эту разницу в движении можно ощутить своими руками. Однако, вам не удастся также легко увидеть отличия в схемотехнике. Производитель используется прямой привод. Тонарм качественно воспроизводит звук даже с кривой пластинки, которую не могут играть другие устройства.

Все описанные выше проигрыватели винила обладают отличными характеристиками для формирования четкого звука. По мнению многих аудиофилов лучший среди них - Электроника Б1-01. Его технических характеристик хватит для того, чтобы соперничать с любой зарубежной моделью. Производитель дополнительно оставил возможность модернизации устройства в процессе использования.

При доработке любой модели можно получить отличный аналоговый звук, поэтому винтажная техника никогда не перестанет быть популярной. Производители проверяли качество каждой детали, поэтому проигрыватель выдержит даже долгое интенсивное использование.

Сегодня доступен огромный выбор виниловых проигрывателей, различных как по цене, так и по классу. Помимо новодела, существует множество зарекомендовавшей себя винтажной техники. Под винтажем часто подразумевают японские, немецкие и прочие вертаки, имеющие зарубежное происхождение. Советская аудиотехника же вспоминается сухими электролитами, заводскими дефектами и сравнивают ее с зарубежной начального уровня. Однако это не всегда верно.

В данном обзоре мы на примере совместной деятельности Бердского радиозавода и польского объединения Unitra, под названием Арктур 006, убедимся, что в Советском Союзе, помимо всякого барахла, производилась и серьезная аудиотехника, которая и сегодня может составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Кстати, поляки позаимствовали конструктивные особенности ЭПУ и тонарма данного проигрывателя у проигрывателей Fisher.

Исторический экскурс и технические характеристики

Бердский радиозавод в начале 1983 года выпустил сетевой транзисторный электропроигрыватель «Арктур-006-стерео». Предназначался он для работы с Hi-Fi-комплексом звуковоспроизводящей радиоаппаратуры. Выполнен проигрыватель на базе двухскоростного ЭПУ G-2021, со сверхтихоходным электродвигателем и прямым приводом. В ЭП имеются регулятор прижимной и компенсатор скатывающей силы, подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, переключатель скорости и автовозврат тонарма по окончанию грампластинки. Частота вращения диска 33, 45 об/мин. Диапазон рабочих частот - 20 Гц–20 кГц. Коэффициент детонации - 0,1%. Относительный уровень рокота -66 дБ. Уровень фона -63 дБ. Габариты электропроигрывателя - 460х200х375 мм. Масса - 12 кг.

Рассмотрим поближе

Аппарат, который я недавно приобрел с рук, был произведен в 1985 году. Со слов предыдущего владельца, у проигрывателя была проделана вся необходимая для нормальной работы профилактика. Как оказалось на поверку - внутри стоят советские электролиты, однако их емкости соответствуют номиналу. В проигрывателе стоит все заводское, не считая петель-держателей крышки (заводские довольно хрупкие). Вмешательств, помимо замены головки звукоснимателя, не было, хотя и существует масса способов добиться от него существенно лучшего звука и способов его доработать. Но лично я не вижу в этом никакого смысла: в стоке проигрыватель звучит вполне прилично, а если хочется лучшего звука - незачем уродовать технику, которую уже не выпускают, ее не так много осталось, проще сразу купить аппарат классом повыше.


Внешний вид

Проигрыватель имеет пластиковый корпус, в который установлено польское прямоприводное ЭПУ с S-образным тонармом и тяжелым диском. У проигрывателя имеются нерегулируемые резиновые ножки.


Довольно типичный внешний вид для прямоприводных проигрывателей тех лет, добротная конструкция и наличие всех необходимых элементов управления

Сзади у проигрывателя есть два выхода: один со встроенного фонокорректора, второй в обход, для подключения к внешнему. При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.


Разъемы типа СГ-5, также известные как DIN 5

Проигрыватель имеет тяжелый опорный диск, который в то же время является ротором электродвигателя, по внутренней его части наклеена магнитная пластина.

Под ним расположен статор электродвигателя.


Статор электродвигателя

Тонарм выполнен целиком из металла, в его конструкции нет ни малейшего люфта. Единственное, что вызывает вопросы - противовес, который сидит недостаточно плотно, да и проградуирован он с шагом в 0,5 г, что существенно усложняет процесс точной настройки прижимной силы без весов. Шелл не имеет прорезей для более точной настройки угла захода, однако он съемный и может быть заменен на любой другой.


Проигрыватель в работе

Включается проигрыватель одним щелчком тумблера, при поднесении головки звукоснимателя к началу пластинки диск начинает вращаться, остается лишь выбрать нужную дорожку и опустить микролифт. Подстройка скорости вращения и управление проигрывателем осуществляются с соответствующей панели. При нажатии клавиши «стоп» или по окончании стороны, срабатывает автостоп и автовозврат тонарма в исходное положение.


Огромный плюс - два подстроечника под 33 и 45 скорости, для точной подстройки скорости вращения. Не нужно лезть с отверткой под низ проигрывателя, как в большинстве новодельных аппаратов. Из недостатков - необходимость после прогрева микросхемы управления электродвигателем немного подстроить скорость. Также при покупке этого проигрывателя «с рук» проверяйте, чтобы скорость не плавала. У данной модели это распространенная неисправность. Покупка винтажной аудиотехники - всегда лотерея, но в данном случае лучше немного переплатить, чем купить за копейки нерабочий аппарат.


Стробоскоп, как положено всем прямоприводным проигрывателям

Прослушивание

Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End - это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.

Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)

Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.


Kiss – «Asylum» (826 099-1)

Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.


Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)

В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.


Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)

Звук буквально переносит во времена СССР - настолько он мягкий, детальный и живой.

Выводы

Арктур 006 - несомненно один из самых достойных проигрывателей, произведенных во времена Советского Союза, и по сей день остается отличным выбором для меломанов, виниловодов и аудиофилов, которые не очень хотят тратить деньги на простенький вертак из опилок и с моторчиком от кассетника. Проигрыватель хорошо себя показал с американской головкой, можно смело сказать, что это отличная связка для отыгрывания рока и его разновидностей, включая тяжелый металл. Если сравнивать Арктур 006 с современными конкурентами - их в ценовом диапазоне до 30, а то и до 50 тысяч рублей попросту нет. Однако с тем лишь условием, что данный проигрыватель находится в полностью исправном и рабочем состоянии.

Достоинства: Прямой привод, тяжелый диск, S-образный тонарм без единого люфта в конструкции, автостоп, огромные возможности по улучшению и всевозможным доработкам

Недостатки: Пластмассовый корпус, отсутствие качественной виброразвязки, польские микросхемы управления ЭПУ и связанные с ними неисправности, при взаимодействии с некоторыми отдельными экземплярами могут потребоваться прямые руки, чтобы вернуть их к жизни

Отдельная благодарность за помощь в редактировании и оформлении данного обзора.

Самый лучший из электрофонов СССР. У него присутствуют тяжелый огромный стол, лакированная верхняя панель, бока, передняя панель. Отличный вертак для начального уровня. Запомните — Вега 002.

Кстати, у него имеется очень хороший тяжелый литой диск, и в комплекте идут две акустические системы 10-МАС-1. Вообще, у электрофона Вега 002 было видоизменений очень-очень много.

Какие плюсы у данного вертака – тяжелый, массивный стол Unitra G600V, с отличным, классическим пасико-роликовым приводом.

Вега 002 – это электрофон начального уровня за небольшую цену. Когда-то он стоил довольно дорого. Миллионы аудиофилов и меломанов начали приобщение к винилу именно с данного вертака — Вега 002.

На девятом месте — Вега 109

Как правило, Вега 109 имеет отличный польский стол Unitra g602, раздельные регуляторы тембра и баланса, на борту предусмотрены фильтры низких и высоких частот, а также отключаемая тонкомпенсация.

Кстати Вега-109 имеет ступенчатый регулятор громкости. Внешний вид его похож на Вега 110 – 120. Комплектуется Вега 109 отличными двухполосными колонками 15aс-101.

На восьмом месте — Ария102

Вертак очень хороший, для начального и среднего уровня. Конечно, по качеству звука он уступает Корвет 038, Арктур-006, но в целом довольно хороший аппарат.

Седьмое место — Эстония ЭП 010

Отличная вертушка с полным автоматическим фаршем. Почему полным? Это вертушка, в которой можно переключать треки, как на проигрывателе компакт-дисков. Правда, она не комплектуется пультом, и приходится переключать треки, перещелкивая кнопки.

Конечно, это на любителя. Эстония ЭП 010 производит очень хорошее впечатление – богатый, шикарный такой пластик, вообще, классно смотрится. Она такая тонкая, закрывается сверху защитной полированной, темной крышкой. Классно!

У Эстония ЭП 010 вообще очень-очень классная сама конструкция, данный вертак смотрится довольно интересно. Он состоит как бы из двух тонармов — это тонарм обычный, где присутствует игла, и рядом второй тонарм, где присутствует датчик слежения за треками.

Шестое место – это проигрыватель Вега 110 либо 120

Внешне они различаются стробоскопами — там круглый, здесь квадратный. Вообще, Вега 110 и Вега 120 — это отличные вертушки, имеющие хороший стол для своей категории.

На пятом месте сразу два проигрывателя — Радиотехника 001 и Радиотехника 101

У них используется неплохой двигатель, корпус деревянный, стол электрофона Радиотехника смотрится лучше, чем Ария-102. У Радиотехники мы видим хороший деревянный стол, обилие металла, минимум пластика.

На четвёртом месте — Арктур-006

Это отличный вертак для среднего уровня. Очень хорошо смотрится s-образным тонармом и звучит намного лучше. И, кстати, лучше заменить иглу на более лучшую, чем стандартная. Арктур-006 — легендарная модель, имеет хороший прямой привод диска.

В те времена данный проигрыватель был чем-то из рода фантастики и стоил безумных денег, но дешевле, чем Корвет 038, который стоил половину машины. Арктур-006 весит около 10 килограммов, довольно увесистый.

Вообще, этот аппарат стоит внимания, между прочим, на барахолках он стоит недорого и после переделок звучит, ну, по крайней мере, как хороший добротный Хайфай аппарат.

На третьем месте — Корвет 038

Корвет 038 — это легендарная вертушка Лихницкого. Когда-то он продавался за цену половины машины. В советское время Корвет 038, вообще, нельзя было достать.

В наше время, опять же, он стоит безумные деньги, что-то около 50 тысяч рублей. Сейчас, наверное, еще не умолкают споры, что лучше — Корвет 038 или Электроника 017.

На втором месте — Электроника 017

Эту вертушку отличает высокая скорость вращения, минимум рокота и детонации. Это великолепный проигрыватель с прямым тонармом, отличным двигателем, который используется на очень дорогих вертушках.

Достаточно сложная схема у данного вертака, есть своеобразная технология электродинамического демпфирования. Электроника 017 имеет прямой привод, играет даже самые кривые диски.

На первом месте — Электроника Б1 01

Споры не утихают, что лучше — Б1 01 либо Электроника 017, но Электроника Б1 01 – это, пожалуй, самый лучший вертак из Советского союза. Внешний вид неплохой, отличный антискейтинг, приборы управления выполнены не в пластике, а из алюминия.

Из плюсов тоже хотелось бы отметить хороший отличный тяжелый диск. Электроника Б1 01 была разработана группой из Тбилиси, за что им большое-большое спасибо.

У Электроника Б1 01 ремённая передача, литой мощный цинковый диск, кстати, довольно инерционный, низкоскоростной электрический двигатель, отличная механическая развязка шасси, с фиксированным электродвигателем.

Литая верхняя панель сделана из алюминия и оснащена ребрами жесткости. После переделки данного двигателя получается шикарный высококачественный звук. Данный аппарат звучит намного лучше, чем западные аналоги среднего уровня.

Не стоит принижать советскую технику — при наличии прямых рук и небольших доработок вы получаете хорошее качество звучания и экономите массу средств.

Как известно, в любом мало-мальски крупном населённом пункте нашей необъятной страны находится достаточное количество неровно дышащих к произведениям музыкального искусства граждан. Некоторые из таких любителей являются приверженцами какого-то конкретного жанра, а кто-то предпочитает разнообразие. Лишь бы музыка соответствовала определённому уровню качества, а также гармонировала с темпераментом человека.

Кто-то предпочитает слушать музыку в одиночестве и не делиться своим пристрастием с посторонними. У кого-то есть друзья по данному интересу, с которыми можно приятно провести время за обсуждением нового альбома любимого исполнителя. Кто-то даже причисляет себя к представителям какой-либо музыкальной субкультуры (панки, металлисты, рэперы и т. д.). Кому-то нравится посещать живые выступления исполнителей, а кто-то больше любит слушать музыку в записи…

Для тех, кому не всё равно

Здесь мы подошли к весьма интересному вопросу… Любители звукозаписей делятся на тех, кому безразлично качество звучания - лишь бы играло, и тех, кто привык слушать музыку в высоком качестве. Первые могут удовлетвориться прослушиванием записей онлайн, выставленных в различных соцсетях, через обычные маломощные компьютерные динамики. Вторым же важны такие элементы этого процесса, как разрешение звукозаписи, битрейт, качественная аудиоаппаратура. Ну и самые искушённые меломаны обладают аппаратурой для прослушивания музыки на аналоговых носителях или, во всяком случае, мечтают о таковой. На просторах Интернета даже появился специальный термин, обозначающий меломана, любителя качественного звука - аудиофил.

У каждого был патефончик…

Говоря об аналоговом звуке невозможно обойти стороной такое устройство, как проигрыватель виниловых пластинок. Какой виниловый Этот вопрос ставят перед собой многие аудиофилы, сталкиваясь с великим множеством предложений, которыми пестрит Интернет. Давайте же разберёмся в этом непростом вопросе и из многочисленных изделий различных брендов постараемся выбрать лучшие виниловые проигрыватели.

Наряду с современными проигрывателями, коих сейчас производит огромное количество фирм, выставляются на продажу и подержанные устройства советского производства. С них мы и начнём наш обзор.

Старый конь борозды не испортит

Теме лучших советских виниловых проигрывателей посвящён целый ряд интернет-ресурсов: сайтов, форумов, сообществ в социальных сетях. Одним словом, недостатка в такой информации нет. Однако уже не первый год продолжается нескончаемый спор о первенстве среди лучших виниловых проигрывателей СССР.

Свой интерес к антикварной технике участники специализированных форумов объясняют примерно так: эти аппараты создавались советскими инженерами в целях получения уникального звучания, некоторые образцы сделаны действительно добротно и при небольшом апгрейде могут догнать и даже перегнать своих западных конкурентов.

Подавляющее число ценителей винила отдают первое место электропроигрывателям «Электроника», а именно модели «Электроника Б1-01» и её модификациям Б1-011, Б1-04, созданным в 1960-е годы группой инженеров грузинской ССР и выпускаемым фирмой Thorens.

«Электроника Б1-01»

К преимуществам данных моделей можно отнести:

  • прочный корпус из древесины;
  • превосходную работу тонарма SME и антискейтинга;
  • алюминиевую панель управления;
  • строгий дизайн;
  • надёжность диска и шелла.

Технические характеристики:

  • устройство работает на ременном приводе;
  • диск - цинковый, литой;
  • низкоскоростной двигатель;
  • шасси, тонарм и подшипник диска отлично выполняют свои функции;
  • изгибные колебания минимизированы посредством литой верхней панели;

Прочный тонарм представляет собой металлическую трубку внушительных размеров. Данная модель, несомненно, имеет и некоторые недостатки, но при корректной настройке и небольших доработках получается отличный проигрыватель. Вот перечень действий, которые рекомендовано произвести после покупки устройства «Электроника Б1-01». Чтобы вращение диска не давало сбоев следует:

  • отполировать поверхность оси;
  • оставлять диск статичным и неподвижным;
  • отшлифовать ремень;
  • под резиновый мат, который поставляется в комплекте данного устройства, нужно поместить шерстяной круг.

«Электроника-012»

При обзоре виниловых дисков стоит обратить внимание на модель «Электроника-012».

Этот аппарат способен порадовать ваш слух точностью и мощью воспроизводимого звука. Вот некоторые новшества, которыми производители наделили устройства данного образца:

  • используется новая, улучшенная схема автостопа и генератора;
  • эффектный дизайн изделия;
  • более удобные и прочные органы управления.

«Электроника ЭП-017»

Своё заслуженное место в списке лучших виниловых проигрывателей по праву занимает и электропроигрыватель «Электроника ЭП-017».

Конструкторы наделили данную модель великолепным тонармом, движение которого обеспечивает электрический двигатель, работающий по принципу обратной связи.

Обеспеченный высококлассным креплением, ход тонарма удивительно свободный и может быть проверен перемещением его вручную. При таких манипуляциях создаётся эффект парения тонарма над корпусом проигрывателя. С лёгкостью воспроизводятся пластинки с дефектами (изогнутость, царапины), которые «не по зубам» многим другим электропроигрывателям. Модель наделена прямым приводом, что, конечно же, является бесспорным достоинством рассматриваемого нами аппарата.

Как мы видим, среди высококлассных проигрывателей, выпускавшихся под маркой «Электроника», немало достойных моделей. Некоторые из них с достоинством перенесли долгие годы эксплуатации в интенсивном режиме. При легкой доработке в домашних условиях (возможность подобного апгрейда любезно предоставлена мудрыми разработчиками) любая из перечисленных моделей становится конкурентоспособной на рынке аудиоустройств.

Заслуживает внимания также проигрыватель «Ария-102». Внешние данные этого аппарата довольно эффектны - корпус, выполненный в серебристо-чёрной гамме, смотрится вполне современно. К техническим преимуществам можно отнести прямой диск внушительных габаритов, легко поддающийся регулировке, поверхность которого иногда нуждается в выравнивании. Все клавиши нажимаются лёгким касанием. Устройство снабжено стробоскопом. Автостоп срабатывает безотказно. «Ария-102» полностью удовлетворяет запросам любителей ретро-техники.

Стоит упоминания также аппарат «Эстония ЭП-010С», входящий в число лучших проигрывателей виниловых пластинок СССР. Эту модель можно без преувеличения назвать чудом техники и инженерной мысли, так как процесс прослушивания музыки здесь полностью автоматизирован и схож с прослушиванием музыки на CD-плеере: аппарат оснащён клавишами переключения композиций. Распознавание местоположения трека на пластинке осуществляется при помощи фотодиода, расположенного на тонарме.

Последнее слово техники

От рассмотрения знаменательных вех электротехники прошлых лет перейдём к современности и пролистаем ряд интернет-страниц с целью выявить самые лучшие проигрыватели виниловых дисков, предлагаемых нам действующими производителями. Как нетрудно догадаться, большинство технических нововведений в проигрывателях последнего поколения связаны с наличием в некоторых из этих устройств возможности подключения к компьютеру (USB-порт). Многие же наработки прошлого, как мы вскоре увидим, были утеряны.

Интернет-сайты пестрят рекламой лучших виниловых проигрывателей - от недорогих до элитных моделей с баснословными ценами. Так давайте же приступим к исследованию этой области современной техники. Мы предлагаем начать с лучших бюджетных виниловых проигрывателей и двигаться вверх по мере возрастания стоимости.

Просто и со вкусом

Лучшим среди проигрывателей экономкласса многие специалисты называют устройство iON Vinyl Motion

ICT09RS. Данная модель выполнена в стиле ретро под походные переносные проигрыватели первой половины 20-го века. Прибор имеет следующие технические характеристики:

  • прямой металлический поворотный тонарм средних габаритов;
  • ременной привод;
  • электронное автоматическое переключение скоростей;
  • встроенные динамики;
  • выход для наушников;
  • USB-порт.

При своём небольшом весе (2,7 кг) этот проигрыватель обладает всеми техническими возможностями для качественного воспроизведения аналоговых фонограмм.

Следующий достойный внимания проигрыватель обозначенной ценовой категории - Sony PS-LX300USB. Он отличается более строгим внешним видом, характерным для проигрывателей 80-х годов, и обладает такими особенностями, как встроенный фонокорректор, автостоп, автовоспроизведение, порт USB (type B), возможность записи на носитель.

Цена-качество

Теперь обратимся к новинкам, стоимость которых выходит за рамки экономкласса, и уделим внимание представителю самых лучших проигрывателей виниловых пластинок в средней ценовой категории.

Электропроигрыватель Rega Queen, дизайн которого явно рассчитан на аудиторию поклонников знаменитой британской группы, действительно является её соотечественником. Устройство снабжено диском внушительных размеров. В комплекте поставки значится особый пылезащитный короб.

Ну и в завершение нашего знакомства с лучшими виниловыми проигрывателями разрешите представить вам титулованную особу - LP-проигрыватель Avid HiFi Diva II SP.

Без сомнения, данный аппарат создан только для тех, кто готов платить значительные суммы денег за удовольствие, получаемое от высококлассного звука. Параметры устройства:

  • двойной ременный привод;
  • подшипник из нержавеющей стали;
  • футуристический дизайн.

Одним словом - шик, блеск, красота! Это настоящий рай для искушённого слушателя и ценителя изящных искусств.

Несколько слов напоследок

Вот и подошла к концу наша экскурсия по выставке виниловых пластинок всех времён. Конечно же, приведённый нами перечень кому-то может показаться не совсем полным, и этот кто-то будет прав, поскольку за всю историю производства проигрывателей было выпущено немало техники, заслуживающей самого пристального внимания. Но, как говорится, нельзя объять необъятное. Напоследок хочется пожелать приятного прослушивания любимой музыки всем аудиофилам и меломанам. Ведь музыка - это искусство, которое отражает наши мысли и чувства, заставляя переживать неповторимые эмоции.


Краткая справка...

Сперва немного систематизированной информации, чтобы ты мог легко ориентироваться, не используя мозг.

60-е годы в СССР: моно-звук, черно-белое ТВ, ламповая аппаратура, проигрыватели винила, катушечные магнитофоны.

70-е годы : стерео-звук, постепенный переход на цветное ТВ и транзисторные схемы, проигрыватели винила, катушечные и кассетные магнитофоны, допотопные бобинные видеомагнитофоны.

80-е годы : все то же, что в 70-е, плюс бытовое VHS-видео, и уже к концу десятилетия - компакт-диски и цифровая схемотехника.

Конец краткой справки

Начнем с того, что радиоаппаратура и электроника в СССР делилась согласно госстандартам на классы. Причем, чтобы понять к какому социальному классу принадлежит магнитофон или телевизор, вовсе не обязательно было искать описание в интернете. Первая цифра в названии устройства обычно обозначала именно его уровень. Допустим «Вега 108» - явно проигрыватель 1-го класса. А «Легенда 404» - явно четвертого. Первый класс «Веги» - это как бы сейчас сказали премиум сегмент, а четвертый «Легенды» - стартовый бюджетный. «Олимп-004» таким образом - даже не премиум, а лакшери, то есть высший класс.

Конечно, нам, потребителям-обывателям, хотелось иметь аппарат классом повыше, но в советской реальности всегда был элемент хаоса. Какие-то марки народ любил за неприхотливость и стабильность, а каких-то избегал что есть сил, даже если на них лепились этикетки первого-второго класса. Действительно, все эти обозначения классовой принадлежности базировались только на паспортных данных устройства, а вовсе не на его реальной надежности и пригодности.


Покупка непроверенного бренда, сделанная спонтанно, без консультаций с друзьями-специалистами обычно кончалась тем, что ты потом всю оставшуюся жизнь носил этот несчастный магнитофон в ремонт. И что особенно печально - наблюдал бы, что мастерская завалена точно такими же сломанными аппаратами, как твой!

Почему все бывшие дети СССР до сих пор с теплотой поминают магнитофоны «Электроника 302» или «Маяк 205»? Вовсе не потому, что они были как-то особенно качественны, красивы или дешевы. На самом деле ни одного из этих трех качеств у них не имелось! Но зато они были неубиваемы, жрали любую пленку, включались в самой поганой электросети. И в качестве бонуса при этом еще и воспроизводили какую-то музыку.


Можно ли было на одну зарплату рабочего купить хороший стерео-магнитофон? Теоретически да, были неплохие модели второго класса по 200-250 рублей, но надо учитывать в основном то были так называемые «деки», они же «приставки» - то есть аппарат, который только кассеты/катушки крутил, а к нему надо было подрубать отдельный стерео-усилитель и две колонки. В общем уже надо было вести речь о трех зарплатах.

Мало кто знает, но львиная доля популярных советских проигрывателей, магнитофонов и даже колонок копировали какие-то западные (в основном японские или немецкие) хитовые модели. Внешне, бывало, сходство удавалось разительно. Про качество вежливо помолчим.

Катушечники (они же бобинники) еще были способны перезаписывать звук по-человечески. Но все равно вот через что тебе приходилось пройти, чтобы послушать одну запись:

Достать катушку из коробки, и убедиться, что готова именно та сторона ленты, которую ты хочешь слушать. Если это не так - перемотать катушку целиком на пустую. 2-4 минуты.

Зарядить катушку, пропустив ручками ленту между тучей валиков и намотав цветной кончик ленты (ракорд) на пустую принимающую катушку. 1 минута.

Включить магнитофон и усилитель. Пустить пленку. При каждом втором запуске оказывалось, что звук идет совершенно глухой. Надо было остановить воспроизведение, вытащить пленку, протереть головку ваткой со спиртом или водкой. Зарядить все обратно. 1-2 минуты.

У кассетных магнитофонов еще часто требовалось отверткой подстраивать головку для записей, сделанных на других магнитофонах. Это делали прямо на ходу, по ходу воспроизведения.


Наиболее частые опасности:

Зажевывание пленки в механизм. На катушечниках бывало редко, на кассетных магнитофонах настолько постоянно, что приравнивалось к норме жизни.

Обрыв пленки. Лечится утомительной процедурой с подрезкой и склеиванием скотчем. Если запись сделана на малой скорости, то в музыке на месте склейки появится небольшой провал.

О постоянном загрязнении головки мы уже писали чуть выше. Виной тому, как правило, поганые советские магнитофонные ленты. Среди катушек марка завода «Свема» была особенно ужасна. «Тасма» - ни рыба ни мясо. «Славич» - уже неплохо. OrWo производства ГДР - очень хорошо. Ну а буржуазные так и вовсе отлично, но стоили космически.

Если магнитофонные бобины производства СССР еще как-то можно было использовать, то легендарные советские кассеты МК-60 были подлинным проклятьем всей страны, и повсеместно считались непригодными.

Со временем, и довольно быстро, у магнитофона изнашивались воспроизводящие головки (требовалась замена). Также растягивались резиновые пассики (звук начинал плавать).

Заметь, мы даже не рассматриваем аспект того, какого кошмарного качества были сами записи. Ведь и на самых первоклассных аппаратах потери звука при перезаписи были ощутимы. Самые дорогие трехголовочные магнитофоны давали возможность сравнивать оригинал и получившуюся запись прямо на ходу, система называлась «сквозным каналом».


За что вы терпели такие мучения? - удивится молодежь. Ну ладно у вас в СССР не было денег на фирменный iPod. Но ведь можно было винил крутить!

С этим еще интереснее. Практически в каждом доме были пластинки Аллы Пугачевой, а также ансамблей Поля Мориа, Бони Эм и АББА. Это то немногое из популярной музыки, что фирма «Мелодия» честно и много выпускала. Правда, за Бони Эмом бы пришлось постоять в очереди. А лицензионную пластинку ансамбля «Урия Хип» в магазине бесполезно было ждать, сразу требовалось идти к спекулянтам. Это, кстати, единственная капиталистическая хард-энд-хэви группа, опубликованная в СССР до перестройки.


Качество советского винила пребывало где-то на среднемировом уровне. Оно было сквернее английских, японских или голландских пластинок, но все же сильно лучше, чем у болгар или поляков. Согласно легенде, самые качественные тиражи «Мелодии» обклеивались черным лейблом-яблоком в центре пластинки. Далее шли синий и потом красный (как на фото выше). Хуже всех - розовые и белые. Надо сказать, что черные и синие лейблы действительно смотрелись богаче.

Хуже всего работникам всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» удавались обложки - кошмарным было все, от изувеченных картинок до мутных красок и рыхлой тонкой бумаги.

Но даже такие пластинки требовалось искать долго и настойчиво. В постоянном ассортименте и без очередей был детский репертуар, эстрада и не самая востребованная классическая музыка. Больше всего имелось на полках дисков с речами генсеков, сборниками лучших партийных выступлений и аудиоисторий героического комсомола.


Стоил советский винил недорого, обычно от полутора до трех рублей. Что особо отрадно - в Советском Союзе почему-то умели делать хорошие виниловые вертушки, которые до сих пор являются предметом коллекционирования и пребывают в рабочем состоянии. Особенно все любят вспоминать «Корвет», правда и стоил он несколько месячных зарплат.


Сейчас такой можно купить по объявлению на «молотке» или «авито», но, учитывая чисто механическую натуру прибора, за годы он износился и требует аккуратных доводок.

Тут самое время вспомнить о том, что вовсе не безгрешные лучезарные носители музыки, как о них сейчас сочиняют в аудиофильских форумах и околомузыкальных журналах. Перечислим все беды, связанные с прослушиванием винила в те времена, да и сейчас:

Порча пластинки от всего: ударов, царапин, жидкостей, солнца, неправильного хранения.

Изнашивание пластинки

Изнашивание иглы проигрывателя (и самые продвинутые дорогие алмазные иглы все равно требуют регулярной смены)

Изобилие пластинок с заводским браком: кривых, сбойных, песочных. Причем многие из этих дефектов не проверишь при покупке. А они ведь характерны не только для советской, но даже для буржуазной фирмовой пластмассы.

Характерное сильное падение качества звука на песнях, которые ближе к центру (так как скорость записи/считывания информации падает, а плотность информации растет).

Капризность техники. Если активно танцевать и топать ногами на вечеринке, то игла на пластинках будет скакать.

Вертаки с дешевыми или изношенными иглами портили пластмассу. Иногда достаточно одного прослушивания, чтобы наделать в пластинке невосполнимых бед.

Падение качества звука по мере увеличения тиража альбома (так как штамповочная матрица на заводе изнашивается).

На самом деле список виниловых бед далеко не полный - в приступе вдохновения опытный винилопользователь составит каталог претензий пунктов на пятьсот.


Заграничные пластинки проникали в страну контрабандой и стоили соответствующих контрабандных денег. В портовых городах вроде Мурманска цена поменьше, в Москве, где спрос наибольший, соответственно и расценки недетские. 70-80 рублей за импортную пластинку было обычной ценой - это больше, чем стипендия студента. Актуальные и востребованные альбомы - по 100-150 рублей за штуку, то есть как зарплата научного работника или служащего. То есть быть фанатом меломаном и содержать семью было мало реально. Хотя многие собиратели втягивались в этот бизнес и имели стабильный нелегальный доход.

Большинство же советских людей к импортному винилу доступа не имело. Новые записи переписывались с магнитофона на магнитофон у друзей. Или же заказывались в так называемых «Студиях звукозаписи», как легальных, так и нет.

Загрузка...